Сложившееся положение дел с оплатой труда.. (ответ на актуальный вопрос)

Размер фонда оплаты труда образовательного учреждения определяется исходя из подушевого финансирования: определенный установленный размер средств на одного ребенка умножается на количество детей. Определенная часть этих средств (установленный правительством процент) идет на оплату труда. Она и называется фондом оплаты труда. Фонд оплаты труда состоит из базовой (тарифной) части, которая формируется в период тарификации в сентябре каждого года и корректируется в январе, и стимулирующей (надтарифной) части.

Базовая (тарифная часть) – это суммированная гарантированная заработная плата работников, включающая оклад (или оплату за определенное количество часов у учителей исходя из их оклада), персональные выплаты (повышающие коэффициенты: за опыт работы в должности, за квалификационную категорию, за педагогическую деятельность), компенсационные выплаты (за вредные условия труда – у педагогов их нет, за работу в особых климатических условиях – районный и северный коэффициенты). Чем больше педагогов-стажистов и педагогов высшей квалифицированной категории, тем больше средств уходит на базовую (тарифную, гарантированную) часть.

Стимулирующая часть (фонд стимулирующих надбавок и доплат) – это оставшиеся средства из общей суммы средств на оплату труда. Но она не может быть ниже установленного: на данный момент стимулирующий фонд должен составлять 15% от общего фонда оплаты труда.

Если баланс между базовой (85% от ФОТ) и стимулирующей частью (15% от ФОТ) нарушается, то образовательное учреждение может изменить размер персональной выплаты за педагогическую деятельность, так как только размер коэффициента за педагогическую деятельность не установлен вышестоящими нормативными документами и определяется самим образовательным учреждением исходя из возможностей ФОТ. А это значит, что повышающий коэффициент за педагогическую деятельность может меняться в зависимости от величины базовой части. Более того, может быть разным в разных учреждениях, и гарантированная часть может в разных учреждениях быть разной: незначительно, но отличаться.

Стимулирующая часть используется в соответствии с положением о распределении стимулирующих надбавок и доплат, которое принимается на общем собрании коллектива работников и является частью коллективного договора. А также возможные стимулирующие надбавки по его должности прописаны в трудовом договоре работника.

Вместе с тем в реальности в каждом образовательном учреждении возникают ситуации, которые требуют дополнительных средств на оплату труда:

- 3 дня за нахождение на больничном оплачивается работодателем, т.е. из фонда оплаты труда (остальные дни первоначально тоже оплачиваются из этого же фонда, но потом возмещаются Фондом социального страхования), работник, замещающий больного, тоже получает за это оплату;

- первоначальная оплата больничного за предродовый и послеродовый период (по беременности и родам), которые потом (часто через длительное время) возвращаются Фондом социального страхования;

- замещение временно отсутствующего работника в связи с повышением квалификации на курсах, в командировке, находящегося в учебном отпуске обучающегося заочно работника – им сохраняется заработная плата, которая предусмотрена базовой (тарифной частью), а на замещение нужны дополнительные средства;

- начисление отпускных тем, кто уходит в отпуск не по графику (средства им предусмотрены на тот период, когда он должен идти в отпуск в соответствии с графиком) или расчет увольняющегося работника (компенсация неиспользованного отпуска за отработанное время);

- доплата до МРОТа для педагогических работников.

На все эти выплаты специальные средства не предусмотрены. Базовая часть – это гарантированная часть заработной платы, она неприкосновенна. Поэтому используется стимулирующая часть, что значительно сокращает её возможности для использования по назначению. В идеальном варианте она вся идет на поощрение только в случае отсутствия вышеперечисленных ситуаций.

Назвать сложившееся положение дел с оплатой труда нормальным нельзя ни в самом принципе использования фонда оплаты труда, ни, тем более, в определении размеров ставок (окладов). Ситуация обострилась с начислением на МРОТ районного и северного коэффициентов, что сравняло оплату неквалифицированного труда с оплатой труда специалиста: воспитателей, учителей (учителя, работающие на ставку, тоже получают доплату до МРОТ), других педагогических работников. Профсоюз неоднократно обращался в правительство края, в Законодательное собрание о необходимости повышения заработной платы работников образования, но пока безрезультатно. В апреле по инициативе Профсоюза работников народного образования и науки РФ все же запланировано большое совещание в правительстве по оплате труда работников образования. С целью максимального использования этого совещания для увеличения заработной платы педагогов мы предлагаем копии расчетных листов воспитателей (Ф.И.О. можно заретушировать) вместе с сопроводительным письмом направлять в правительство Красноярского края и в Законодательное собрание Красноярского края.



Источник: Территориальная организация Ленинского района г. Красноярска

Профсоюза работников народного образования и науки РФ