На первый-второй рассчитайсь! Начальная военная подготовка - много вопросов, немного ответов.


Со следующего учебного года в российских школах появляется новый предмет - начальная военная подготовка. С какими целями и в какой форме его возвращают в программу? Будет ли он похож на ту НВП, которую хорошо помнят выросшие советские школьники? Кто и как будет преподавать новый старый предмет? “Солидарность” собрала имеющиеся факты и мнения.

ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

Вернуть начальную военную подготовку в учебные заведения предлагали не раз. Наиболее свежая инициатива - от лидера “справороссов” Сергея Миронова. “Введение такого предмета в школах позволит провести планомерную подготовку граждан к возможному противостоянию с врагом”, - дал исчерпывающее объяснение своей инициативы парламентарий.

Министерство обороны, что неудивительно, предложение одобрило, сочтя, что оно “заслуживает внимания и поддерживается”. Причем в министерстве считают, что преподавать новую дисциплину надо в двух старших классах школы и отводить на изучение не менее 140 часов.

Единодушие с депутатами и Минобороны патриотично проявило и Министерство просвещения. Сергей Кравцов, глава ведомства, объявил, что уже со следующего года предмет появится в школах. Причем, судя по всему, разработка его идет с изумительной оперативностью - “сейчас он готовится до 1 января, затем пройдет апробация”.

Судя по имеющейся на сегодня официальной информации, курс действительно готовится. С фирменным минпросветовским инновационным подходом - модульно, внеурочно, обязательно для посещения. Предмет решили “прицепить” к уже имеющимся урокам по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). На своей официальной странице в соцсети “ВКонтакте” министерство сообщает: “Сегодня модули по начальной военной подготовке уже входят в программу основ безопасности жизнедеятельности. На уроках школьники обсуждают права и обязанности гражданина во время призыва и прохождения военной службы, изучают вопросы военно-профессиональной деятельности и оказания первой помощи. В планах закрепить соответствующие знания на уровне федеральных основных образовательных программ”.

В проекте Федеральной общеобразовательной программы среднего общего образования указано, что в рамках предмета ОБЖ появится модуль “Элементы начальной военной подготовки”. Осваивать старшеклассникам в рамках модуля предлагается обращение с автоматом АК-74, принципы действия гранат Ф-1 и РГД-5, основы оказания первой помощи и транспортировки раненых. В программе есть и такие безусловно важные навыки, как строевая подготовка и правила воинского приветствия. Ведет Минпросвещения и разработку отдельной программы по начальной военной подготовке.

КОМУ ЧЕСТЬ ОТДАВАТЬ БУДЕМ

Оперативно реализуемая Минпросветом НВП-инициатива вызвала не только бурное одобрение определенной части общества, но и немало вопросов, в том числе со стороны профессионалов.

- Само решение мы поддерживаем, как говорится, двумя руками. Но, к сожалению, мы пока видим непрофессиональный подход к его исполнению. По всей видимости, разработкой концепции занимались люди, имеющие очень отдаленное отношение к вооруженным силам и слабо понимающие цели введения данного предмета, - говорит председатель Центрального комитета Общероссийского профсоюза военнослужащих Олег Шведков.

- Во-первых, надо понять, кто будет вести этот предмет. Например, мы столкнулись с тем, что в Москве практически во всех кадетских школах и корпусах почему-то подобные занятия проводят бывшие сотрудники МВД. Ничего против органов внутренних дел не имеем, там есть люди с серьезным опытом, но у них принципиально иной подход к военному делу, другие навыки и знания.

Во-вторых, непонятно содержательное наполнение курса. Так, обращает внимание Шведков, “помимо занятий по обращению с оружием должны быть выездные занятия с посещением воинских частей. Пусть детям покажут технику, быт солдат, офицеров, ознакомят с азами их жизни, дадут попробовать флотского компота или солдатской каши. Они должны иметь представление о реальной армейской жизни”.

Справедливости ради, Министерство обороны рекомендует организовать профессиональную переподготовку учителей, которые сейчас ведут ОБЖ. Если кадров не будет хватать, то Минобороны предлагает набирать педагогов из числа граждан, служивших ранее на офицерских должностях. Причем приоритет должен отдаваться тем, кто имеет опыт реальных боевых действий.

Стоит отметить, Сергей Миронов считает, что введение нового образовательного модуля поможет решить проблему трудоустройства ветеранов боевых действий. Правда, в этом случае возникает вопрос - какую дополнительную переподготовку должны проходить эти будущие педагоги с военным опытом?

В свете неопределенности с потенциальной нагрузкой будущего преподавателя остро встает вопрос его статуса. Будут ли вводиться новые штатные единицы? Как будет оплачиваться нагрузка? Все эти вопросы держит на контроле Всероссийский профсоюз образования.

По мнению профсоюзных экспертов, очень важно понять, какие должности будут занимать новые работники, будут это педагоги или иные специалисты, будет ли у них закреплен статус педагогического работника. Все это определит их социальный и профессиональный статус. Очень важно, чтобы были уточнены и закреплены достойные условия труда и его оплаты.

КОГДА ЧЕСТЬ ОТДАВАТЬ БУДЕМ

Значительная часть родителей (воспитавших как минимум совершеннолетних граждан страны) саму идею введения НВП вроде бы поддерживает. Во всяком случае, об этом говорят результаты опроса, проведенного порталом SuperJob. “За” высказалось 67% опрошенных. Но речь идет об идее в целом.

Что касается конкретики, снова возникают вопросы. Судя по имеющимся данным, вводить “НВП-модуль” хотят в двух старших классах школы. И эту инициативу неоднозначно воспринимают как люди, имеющие военный опыт, так и родительская общественность. Вот, например, типичное мнение родителей:

“Я считаю, что наибольшее количество занятий по НВП должно быть в 7 - 9 классах, может, еще в 10-м, когда заканчивается формирование личности подростков. В 10 - 11 классах уже сформированы основные интересы и даже взгляды на дальнейшую жизнь. В это время начинается серьезная подготовка к выпускным экзаменам, это время первых серьезных отношений, когда мальчик ухаживает за девочкой. Им будет просто не до НВП”.

Схожих взглядов придерживается и директор по развитию Национальной родительской ассоциации Марианна Шевченко:

- В существующих условиях идея обучения детей правильной реакции на внештатные ситуации мне кажется очень верной, - говорит она. - Люди должны обладать самыми базовыми навыками, которые позволят оперативно принимать продуманные решения по обеспечению собственной безопасности, безопасности семьи. Нужно учить работать со стрессом, в том числе и психологически, и со своим телом.

По мнению Шевченко, оптимальный вариант - введение блока НВП в уже существующий курс ОБЖ и его преподавание в 8 - 9 классах:

- Старшеклассники просто не будут серьезно относиться к этому предмету. Они полностью поглощены подготовкой к ОГЭ, ЕГЭ, им не до того. Ни в коем случае не надо вводить это как еще один дополнительный предмет.

Если почитать в соцсети “ВКонтакте” комментарии к сообщению Минпросвета о “модуле по начальной военной подготовке”, то можно заметить, что существенная их часть сводится как раз к вопросу - зачем вы нагружаете малопонятным дополнительным предметом и без того нагруженных детей?

Крайне интересно, как Министерство просвещения и педагоги будут отвечать на него, причем не только ученикам, но и родителям. Думается, многие граждане, чья юность пришлась на поздний СССР, помнят, как начальная военная подготовка становилась все более формальной и вызывала все большее недоумение. Во многом из-за того, что учителя затруднялись ответить, зачем она нужна.

Впрочем, это уже вопрос не педагогический и не экономический, а скорее идеологический. И как известно, в Конституции Российской Федерации закреплена норма, согласно которой “никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной”.

“А”-СПРАВКА
Впервые НВП появилась в Советской России в 1918 году для граждан 15 - 20 лет. С 1962 года - отменена для учащихся старших классов. С 1967 года - возобновлена для учащихся старших классов и профтехучилищ. В период перестройки (1990 год) фактически отменена.

Источник: Центральная профсоюзная газета «Солидарность» ©