Крутая команда



План проведения внеклассного мероприятия для начальных классов на тему «Знакомство с профсоюзом»

Профсоюзные уроки в учреждениях образования давно и прочно вошли в практику работы многих региональных организаций Общероссийского Профсоюза образования. Они позволяют ознакомить ребят с историей профсоюзного движения, рассказать о современном этапе его развития, трудовых правах и гарантиях работников. И, конечно, важная задача таких уроков – воспитание гражданственности, социальной ответственности. В этом номере мы публикуем профсоюзные уроки, подготовленные участниками Всероссийского молодежного форума Федерации независимых профсоюзов России «Стратегический резерв». В их разработке принимали участие представители всех профсоюзов, входящих в состав ФНПР. Эти материалы можно использовать для проведения классных часов, деловых игр и других мероприятий для школьников разного возраста. Редакция предлагает читателям подключиться к рубрике «Профсоюзные уроки» и поделиться с коллегами методическими материалами, которые помогут разъяснить роль профсоюза и его ценности юному поколению. Присылайте разработки занятий (с обязательным указанием авторов), а также фотографии, иллюстрирующие проведение профсоюзных уроков, по электронной почте profsouz2@mail.ru.

Место проведения: учебная аудитория.

Участники: ученики 1-2-го классов.

Фома проведения: деловая игра.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, презентация электронного материала или распечатанные карточки профессий и кроссворд.

Цели:

образовательная – рассказать младшеклассникам о профсоюзе, его деятельности в игровой форме;

– заложить комплекс базовых знаний, умений и ценностных установок, необходимых для сознательного выполнения подростками одной из своих социальных ролей – роли работника;

– научить обобщать и систематизировать полученную информацию о правах несовершеннолетних;

развивающая – развить интерес к теме труда и его защиты;

– развить навыки работы в парах;

– сформировать умение организовывать свою познавательную деятельность;

воспитательная – сформировать представление о коллективизме и поддержке.

Ведущие: учитель и старшеклассник, который исполняет роль Профика.

Ход занятия

Организационный этап

Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня у нас с вами интересный классный час, и для того чтобы узнать, о чем же мы будем с вами говорить, давайте попробуем разгадать кроссворд.

Дидактическая игра

На доске заранее нарисован кроссворд с пустыми клетками (приложение 1). Ученикам необходимо, отвечая на вопросы учителя, разгадать слова по горизонтали, чтобы в первом столбце по вертикали получилось слово «профсоюз».

Учитель: Какое ключевое слово у нас получилось по вертикали? (Дети отвечают.) Правильно, «профсоюз»! Кто-нибудь знает, что это такое? А на работе у ваших родителей есть профсоюз? Как вы думаете, нужен ли профсоюз сегодня?

Ответы детей. Если кто-то знает значение этого слова, учитель благодарит за ответ.

Учитель: А сейчас давайте все вместе узнаем, что же такое профсоюз.

Выходит персонаж Профик.

Профик: Привет, друзья! Меня зовут Профик! Сегодня я познакомлю вас со своей крутой командой под названием «Профсоюз»! Это название состоит из двух слов: профессиональный и союз.

Профессиональный – относящийся к конкретной профессии. Ребята, а какие вы знаете профессии?

Профик ждет реакцию детей. Выслушивает их ответы.

Учитель: А вы знаете, что в мире существует более 50 тысяч профессий? Учитель получает реакцию детей и продолжает.

На доске с помощью магнитов прикреплены карточки с названиями профессий.

Учитель: Ребята, давайте посмотрим на доску. Если увидите картинку с профессией вашей мамы или вашего папы, поднимите, пожалуйста, руку.

Представители каких профессий здесь изображены?

Дети поднимают руки и называют профессию родителей.

Профик: Союзэто объединение людей с какой-то определенной целью. Чтобы достичь цели, люди должны работать слаженно, дружно, как в команде.

Учитель: Например, футбольная команда создана для спортивных побед, у нее есть капитан, и от каждого игрока зависит результат работы всей команды. Союз – это тоже в какой-то степени команда.

Профик: То есть профсоюз – объединение людей по роду деятельности для защиты интересов работников.

Учитель: Помните притчу о старике и его сыновьях?

У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому. Однажды отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но сколько он не старался, ничего не получалось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник и попросил каждого сына разломать по нескольку соломинок. Это, конечно же, им с легкостью удалось. Тогда отец сказал: «Вот так же и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас так же легко победить, как и сломать пару соломинок».

Точно так же и в профсоюзе: чем больше людей он объединяет, тем вместе они сильнее.

Профик: А как вы думаете, с какой несправедливостью борется наша профсоюзная команда?

Учитель: Давайте мы с вами станем частью некоторых ситуаций.

Поднимите руки те, кто готов мне помочь с этим.

Учитель описывает ситуацию, а дети, которые вызвались, изображают ее.

Ситуация первая

Выходит первый ребенок.

Учитель: Представь, что ты целый месяц водил большой грузовик, пришел к начальнику получить заработанные деньги, ты же заслужил награду за свой труд. Хотел бы ты что-нибудь себе купить? (Реакция ребенка.)

И вот ты приходишь, а тебе не дают заработанную плату, когда обещали, и ты не сможешь купить то, что хотел. Ты расстроишься? Как ты поступишь? (Ответ ребенка.)

Учитель всем: Это справедливо? (Реакция детей.)

Ребята, помните, каждый имеет право на вознаграждение за труд, а если этого вознаграждения вы не получаете от работодателя, то нужно сразу обращаться в профсоюз.

Если ребята не понимают, что значит слово «работодатель», стоит на этом остановиться и объяснить при помощи аналогии с семьей или классом. Например: «Родители как руководители в вашей семье просят вас чем-либо помочь по дому, если вы выполняете просьбу, то получаете их благодарность в ответ», или «В школе вам задают домашние задания, вы их хорошо выполняете и получаете вознаграждение за труд – отметку, похвалу учителя» и т. п.

Ситуация вторая

Выходит второй ребенок.

Учитель: Представь, что ты работаешь поваром на кухне, тебе надо переставить горячую кастрюлю на другой стол, а перчаток у тебя нет. Ты можешь обжечься? (Ответ ребенка.) У тебя потом будет болеть рука? (Ответ ребенка.)

Учитель всем: Так ведь не должно быть на рабочем месте? (Реакция детей.)

Правильно! Как вы думаете, что нужно, чтобы не обжечься? (Ответы детей.) А откуда это у работника должно появиться? Самому купить или начальник должен выдать? (Ответы детей.)

Ребята, если вы на работе должны пользоваться какими-то средствами для защиты своего тела, то это должен выдать ваш руководитель/начальник! Ваш труд должен быть безопасным. Следят за этим члены профсоюза.

Ситуация третья

Выходит третий ребенок.

Учитель: Представь, что ты работаешь шахтером и добываешь уголь, чтобы у всех дома было тепло и светло. Из-за своей работы ты редко видишь солнышко и очень устаешь. Как ты думаешь, чтобы восстановить свои силы, что тебе нужно делать? (Реакция ребенка.)

А если ты не будешь хорошо отдыхать и лечиться, что может случиться? (Ответ ребенка.) Разве так справедливо? (Ответ ребенка.)

Правильно, ты должен быть здоровым!

Учитель всем: Ребята, кто должен заботиться о здоровье работников на любой работе? (Ответы детей.)

Профик. Как раз для того, чтобы (имя ребенка из первой ситуации) получил свою оплату за работу и смог купить все необходимое для жизни, чтобы (имя ребенка из второй ситуации) не получал травмы на своей работе, а у (имя ребенка из третьей ситуации) был обеспечен отдых после тяжелой работы, должны существовать профсоюзы, состоящие из настоящих профессионалов своего дела, готовых помогать всем трудящимся.

Все дети возвращаются на свои места.

Учитель: А вы бы хотели стать такими же героями, которые всем помогают? (Реакция детей.) Профсоюз – это целая команда героев, и чем их больше, тем они сильнее! Как вы считаете, можно ваш класс назвать командой?

Рефлексия

Профик: А сейчас настало время проверить, что вы сегодня узнали.

Профик задает детям вопросы. Ребята дают свое объяснение, потом Профик говорит правильный ответ.

Профик: Что такое профсоюз? (Ответы детей.) Профсоюз – это организация, которая защищает трудовые права людей.

Ребята, знаете ли вы, что такое защита? (Ответы детей.) Защита – гарантия безопасности прав работников.

А что такое труд? (Ответы детей.) Труд – усилие человека, умственное или физическое, направленное на достижение какого-либо результата.

А что такое отпуск? (Ответы детей.) Отпуск – продолжительный отдых после года работы.

А что такое зарплата? (Ответы детей.) Зарплата – вознаграждение за труд.

Учитель: Молодцы! Сегодня мы с вами узнали, что такое профсоюз, узнали о людях, объединившихся для защиты работников или учащихся.

Профик: Спасибо, ребята! До скорых встреч!

Приложение 1

Кроссворд «Угадай слово»


Вопросы по горизонтали:

  1. Род трудовой деятельности, в которой человек хорошо разбирается благодаря знаниям, которые получил в учебных заведениях. (Профессия.)

  2. Куда родители ходят каждое утро и откуда возвращаются вечером? (Работа.)

  3. Состояние, время, когда человек восстанавливает свои силы. (Отдых.)

  4. Как называется один из государственных символов страны? (Флаг.)

  5. Столкновение мнений людей и попытки убедить друг друга в своей правоте. (Спор.)

  6. Знания, навыки, умения, которые человек получает в течение всей жизни, и они помогают ему в любой ситуации. (Опыт.)

  7. Специалист с высшим образованием, который может оказывать правовую помощь людям. (Юрист.)

  8. Главное правило государства, которому должны подчиняться все граждане. (Закон.) Учитель тоже человек План проведения внеклассного мероприятия для учащихся 9-х классов на тему «Профсоюз помог»Место проведения: учебная аудитория.Участники: ученики 9-го класса.Форма проведения: деловая игра.Оборудование: раздаточный материал (карточки для деловой игры).Цели:образовательная – формировать целостное представление о профсоюзе среди школьников; – заложить комплекс базовых знаний, умений и ценностных установок, необходимых для сознательного выполнения подростками одной из социальных ролей – роли работника; – научить обобщать и систематизировать полученную информацию о правах работника; – развивающая – развить навыки работы в группе, ведения дискуссии; – способствовать развитию аналитических способностей учащихся через анализ, сопоставление, сравнение, обобщение полученной информации; – воспитательная – привить школьникам чувство солидарности как благоприятной среды для развития и жизнедеятельности. Задачи: – популяризовать деятельность профсоюза среди подростков; – ознакомить ребят с деятельностью общественной организации, главной задачей которой является защита социально-экономических прав трудящихся. Ход мероприятия Учитель: Добрый день, уважаемые ученики, приветствую вас на деловой игре «Профсоюз помог», которая поможет нам на практике ознакомиться с деятельностью профсоюза. Прежде чем мы начнем нашу игру, давайте вспомним, что такое профсоюз. Ответы учеников. Учитель: Совершенно верно, профсоюз – это добровольное общественное объединение, которое защищает интересы членов профсоюза. Сегодня мы на практике посмотрим, как это происходит. Для игры нам нужны 12 человек. Каждый из них получит карточку со своей ролью и задачей для ведения дискуссии, которая поможет вам вжиться в роль своего персонажа. Учитель выдает заранее вырезанные карточки с ролями (приложение 1). Учитель: На карточке будет описание вашего персонажа и инструкция о его действиях во время игры. Дополнительные характеристики своего персонажа вы можете придумать самостоятельно. Ваша задача – соответствовать своей роли, убеждать других персонажей игры в правильности своей позиции. Ученики начинают изучение карточек. Учитель: Внимательно ознакомьтесь с ролью, напишите на бейдже имя своего персонажа. На это вам отводится 5 минут. Успех действий зависит только от вас! Время на подготовку. Учитель: Итак, роли распределены, давайте начнем нашу игру и смоделируем проблемную ситуацию. Выходят ученики, получившие карточки с ролями. Начинается собрание, учитель описывает ситуацию. Учитель: Представьте, в школе работает учитель математики. Он отлично знает свой предмет, находится в хорошем взаимодействии со школьниками, пользуется у них авторитетом. При этом у педагога много татуировок на руках и шее. Родители нескольких школьников недовольны внешним видом педагога и пришли к директору с требованием его уволить. Учитель математики для защиты своих прав обратился в профсоюзный комитет первичной профсоюзной организации, действующей в школе. Ход дискуссии Родитель 1 высказывает мнение об учителе математики (ученик, используя ролевую карточку, высказывает позицию). Родитель 2 высказывает мнение об учителе математики (ученик, используя ролевую карточку, высказывает позицию). Заместитель директора пытается уладить конфликт (ученик, используя ролевую карточку, высказывает позицию). Родитель 3 высказывает мнение об учителе математики (ученик, используя ролевую карточку, высказывает позицию). Представитель профсоюза говорит о правах работника (ученик, используя ролевую карточку, высказывает позицию). Реплика 1. Директор пытается уладить конфликт. Обращается к мнению учеников: как они относятся к татуировкам учителя, мешают ли татуировки учебному процессу? (Ученик, используя ролевую карточку, высказывает позицию, обращается к аудитории, задает вопросы.) Ученик 1 высказывает мнение об учителе математики (ученик, используя ролевую карточку, высказывает позицию). Ученик 2 высказывает мнение об учителе математики (ученик, используя ролевую карточку, высказывает позицию). Ученик 3 высказывает мнение об учителе математики (ученик, используя ролевую карточку, высказывает позицию). Директор предлагает узнать мнение других учителей, коллег учителя математики: есть ли у учителя право иметь татуировки? Может ли это препятствовать восприятию предмета учениками? (Ученик, используя ролевую карточку, обращается к аудитории, задает вопросы.) Учитель истории высказывает мнение об учителе математики (ученик, используя ролевую карточку, высказывает позицию). Учитель физики высказывает мнение об учителе математики (ученик, используя ролевую карточку, высказывает позицию). Учитель математики высказывает мнение о ситуации (ученик, используя ролевую карточку, высказывает позицию). Директор принимает решение – увольнять учителя или нет. Пытается найти компромисс. Представитель профсоюза пытается защитить права работника в случае его увольнения (ученик, используя ролевую карточку, высказывает позицию). Реплика 2. В результате игры стороны высказали свои позиции. Аудитория должна оценить, насколько доводы и позиции участников игры верны и способствуют разрешению конфликта. Завершение игры Учитель подводит итоги игры, задает вопросы классу: В чем заключается деятельность профсоюза? Каковы основные функции профсоюза? Как профсоюз защищает работников? Ответы учеников. Учитель: Сегодня мы разобрали проблемную ситуацию в рамках деловой игры. Узнали много новой полезной информации. Рассмотрели деятельность профсоюза на конкретном примере, что позволило нам расширить знания о такой общественной организации, как профсоюз. Роли учеников для деловой игры (необходимо распечатать и раздать ученикам) Приложение 1 Учитель математики. Задача: достойно выслушать все претензии в свой адрес. В конце высказать свое мнение по этой ситуации: ты считаешь, что учитель – тоже человек, он хочет самовыражаться, и татуировки не мешают тебе быть профессионалом, хоть и понимаешь, что ситуация болезненно воспринята родителями. Твой главный аргумент – показатели успеваемости учеников высоки, твои татуировки никак не влияют на качество образования в классе. Директор школы. Задача: урегулировать конфликт любым способом. Ты заинтересован в том, чтобы учитель остался в коллективе, потому что его воспитанники регулярно показывают высокие результаты сдачи ЕГЭ. При этом ты не можешь допустить жалобы в министерство, поэтому вынужден уволить учителя, если договориться с родителями не получится. Заместитель директора. Задача: уладить конфликт. Ты должен вести диалог таким образом, чтобы успокоить родителей. Аргументируй тем, что у учителя высшая квалификация, несмотря на его молодой возраст. Он готовит школьников к сдаче ЕГЭ, его выпускники получают высокие баллы. Родитель 1. Задача: в мягкой форме защитить позицию, что татуировки не позволительны для учителя. Необходимо представить себя довольно консервативным родителем и высказать позицию, что татуировки учителя негативно влияют на твоего ребенка. Твой сын рассказывал, что они с друзьями уже искали татуировки в Интернете. Совместно с другими родителями ты настаиваешь на увольнении учителя. Родитель 2. Задача: настаивать на незамедлительном увольнении учителя. Говоришь администрации школы, что учителя надо немедленно уволить, так как он подает плохой пример твоей дочери. У нее в телефоне постоянно картинки татуированных парней. Она выкладывает в социальной сети истории «если выходить замуж, то только за парня с татуировками». Позиция: «Это все ваш учитель виноват!» Родитель 3. Задача: продавить позицию о принятии жестких мер к учителю. Считаешь, что хотя у твоего сына появился интерес к математике, учиться он стал хуже. Раньше он был отличником, а сейчас «съехал» на четверки! Ты уверен, что это происходит из-за того, что во время уроков он отвлекается на татуировки учителя. Если директор откажется уволить учителя математики, пригрози жалобой в Министерство образования. Совместно с другими родителями ты настаиваешь на увольнении учителя. Учитель истории. Задача: защитить коллегу. Рассказываешь, что учитель отличный. Он постоянно готов прийти на помощь не только детям, но и своим коллегам. Ты считаешь, что внешние особенности никак не должны влиять на процесс воспитания. Учитель имеет отличный контакт с детьми. Дети его не только слушают, но и любят его предмет. Учитель физики. Задача: отстаиваешь права учителя. Аргументируй тем, что учителя – тоже люди, они имеют право ходить в кино, кафе, выкладывать фото на личные аккаунты. Говоришь, что учитель математики всегда строг в одежде, носит рубашку с длинными рукавами, которая прикрывает почти все татуировки. А те, которые видны, малозаметны и не могут негативно влиять на детей. Представитель профсоюза. Задача: разъяснить участникам дискуссии положения действующего законодательства (реплика 1). В завершение игры дать пояснения директору о возможных последствиях в случае принятия решения об увольнении учителя (реплика 2). Реплика 1. Необходимо сказать, что в российском законодательстве нет закона, запрещающего учителю иметь татуировки. В соответствии с частью 2 статьи 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод гражданина страны. Согласно абзацам 1, 2 статьи 3 Трудового кодекса РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Увольнение учителя из-за наличия татуировок нарушает его права, гарантированные Конституцией и Трудовым кодексом РФ. В случае увольнения педагог вправе оспорить данное решение в судебном порядке. Профсоюз окажет необходимую поддержку и обеспечит защиту прав члена профсоюза. Реплика 2. В соответствии со статьей 373 ТК РФ в случае увольнения работника по инициативе работодателя необходимо направить запрос в профсоюзную организацию на дачу мотивированного мнения о возможном расторжении трудового договора. В случае если профсоюзная организация выразила несогласие с предполагаемым решением работодателя, представитель профсоюза в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации. При принятии работодателем окончательного решения об увольнении сотрудника профсоюзная организация в последующем имеет право обратиться за защитой прав члена профсоюза в Государственную инспекцию труда, Прокуратуру РФ, а также оспорить решение работодателя в судебном порядке. Согласно практике в 80% случаев суды принимают решения в пользу работников. Их восстанавливают на работе и выплачивают утраченный заработок, а также возможна компенсация морального вреда. Ученик 1. Задача: говорить, что учитель ни в чем не виноват. Тату сейчас в моде, и тебе нравится, что у вас такой современный учитель. Приведи пример, что ученики в соседней школе уже имеют тату, и им разрешили их сделать родители. Ученик 2. Задача: защитить учителя. Рассказать, что тебе нравится, как учитель ведет урок, преподает свой предмет. Теперь ты с удовольствием ходишь на уроки математики и лучше понимаешь предмет. Ученик 3. Задача: сказать, что тебе все равно. Иметь тату – это личное дело каждого. Математика не твой любимый предмет, и тату тебе не очень нравятся.

Источник: Учительская газета,

Учительская газета №1 от 6 января 2022