Зарплата учителей в России в 2022 году


С 1 января 2022 года размер минимальной оплаты труда вырос на 1098 рублей. Увеличение составило более 8%, теперь МРОТ - 13 890 рублей в месяц. Это означает, что специалисты по кадрам и бухгалтерия обязаны сравнить зарплату школьных работников с новым федеральным МРОТ.

Надбавки предусмотрены за счет внедрения новой национальной системы учительского роста, в которой предусмотрены различные квалификационные категории педагогов: Учитель – молодые преподаватели, которые не проходили обучение в рамках дополнительного образования. Старший учитель – опытные педагоги, которые активно разрабатывают и внедряют в педагогической деятельности инновационные образовательные методики. Чтобы получить такой статус, учитель обязан отработать в школе не менее 5 лет и иметь квалификационную категорию не ниже первой. Ведущий учитель – педагоги-наставники, которые помогают освоиться в профессии молодым учителям. Обязательные требования: высшая квалификационная категория, минимальный стаж деятельности в сфере образования – 10 лет.

Повышенные ставки предусмотрены для старших и ведущих учителей. Каждый регион определяет размер доплаты самостоятельно – в зависимости от объема финансирования, выделенного на эти цели. Классное руководство будут оплачивать по-старому: ежемесячная надбавка составит 550 руб. за класс и еще 5000 руб. из федерального бюджета.

С 1 мая 2022 года в пяти регионах России начал действовать эксперимент по внедрению измененной системы расчета оплаты труда педагогам. Его результаты смогут ощутить на себе бюджетники Белгородской, Нижегородской, Сахалинской, Ярославской областей и республики Мордовия. В соответствии с новой системой, зарплата учителей с января 2022 года будет состоять из двух частей: оклад или ставка – его будут рассчитывать по тарифной схеме, единой для всех общеобразовательных учреждений вне зависимости от региона. Размер ставки меняется в зависимости от уровня квалификации специалиста. Поощрительные и компенсационные выплаты – размеры и условия их предоставления также единые и установлены Правительством.

Регионы, как и прежде, вправе на местном уровне осуществлять доплаты в виде компенсирующих и стимулирующих надбавок, ориентируясь на профессионализм и квалификацию работников. Размер оклада будут рассчитывать, принимая во внимание три основные величины: Расчетный показатель – базовый параметр, который равен минимальному размеру оплаты труда. Коэффициент сложности труда – зависит от того, насколько сложную работу выполняет учитель. Показатель колеблется в рамках от 1 до 3,13. Региональный коэффициент – его назначают с учетом экономической дифференциации каждого субъекта РФ. Размер определяют, опираясь на показатель средней заработной платы по региону. В экспериментальных регионах он составит от 1 до 1,38. В целом по стране, как предполагается, он будет колебаться в пределах 1–3,08. Главное условие, которое необходимо соблюдать при расчете выплат в экспериментальных регионах – уровень начислений не должен быть ниже в сравнении с действующей системой начислений. Пилотный проект будут реализовывать в два этапа: Подготовительный – с ноября 2021 по апрель 2022 г.: осуществляются анализ, изучение и разработка новых методик расчета. Практический – с мая 2022 по май 2023 г.: применение запланированных методик на практике в экспериментальных субъектах. По результатам эксперимента с учетом мнений педагогического состава этих регионов инициаторы эксперимента разработают единые требования к оценке труда работников образовательной сферы и формированию начислений. Новую форму расчета оплаты труда апробируют на педагогах муниципальных и государственных школ, лицеев, гимназий, колледжей, техникумов. Нововведения не коснутся профессорско-преподавательского состава.

Согласно данным Роскомстата, средний размер оплаты труда учителя в России с учетом анонсированного повышения составляет чуть более 45 000 руб. Но у представителей разных специализаций наблюдают солидный разброс по зарплате: самый низкий заработок у учителей младших классов – около 23000 руб. в среднем по России. Чуть больше получают преподаватели информатики – 23000-24000 руб. Средняя зарплата учителя русского языка и литературы колеблется в пределах 27000-29000 руб. Ежемесячный доход преподавателей химии – около 30000 руб. Преподаватель английского языка получает в среднем по России около 32000-34000 руб. – это один из самых высоких показателей среди предметников.

Доходы педагогов существенно различаются в зависимости от региона проживания. И даже в пределах области заработки могут заметно колебаться. Например, учителя московских школ получают в среднем 70000-80000 руб., а в подмосковном Ногинске этот показатель едва дотягивает до 30000 руб. Самая высокая зарплата учителей в 2022 году по-прежнему отмечается в таких регионах, как Ямало-Ненецкий и Чукотский автономные округа. Средний показатель оплаты труда там перешагнул рубеж в 100 000 руб. Чуть меньше получают педагоги в Москве, Сахалинской и Магаданской областях – 85000-90000 руб. А самые скромные цифры в расчетных листах – традиционно у бюджетников Северо-Кавказского федерального округа: даже с учетом обещанной прибавки они получат не больше 30 000 рублей.

Сумма начислений зависит от количества учащихся, поэтому самые низкие зарплаты – у учителей сельских школ. Нередки случаи, когда сумма ежемесячных начислений у них не дотягивает до прожиточного минимума.

Значительная разница в оплате труда провоцирует отток педагогических кадров в регионы, которые платят учителям более высокую зарплату. Соответственно, в дотационных регионах зачастую наблюдают дефицит высококвалифицированных преподавателей.

Какие изменения в заработной плате учителям можно ожидать

в 2022 году и насколько эти ожидания оправданы:

Индексация на величину инфляции. Это повышение происходит ежегодно и зависит от коэффициента инфляции, установленного за предшествующий год.

В 2022 году этот показатель составит 6,8 % – на него ориентируются как местные, так и региональные органы власти. Это самая реальная прибавка, но на практике она будет незначительной, так как проиндексируют только базовую часть заработка – оклад. Остальные составляющие могут увеличить только в том случае, если соответствующее решение примут местные власти в конкретном регионе. Реализация «майских» президентских указов 2012 г., в соответствии с которыми заработок учителей должен вырасти на 200 % до конца 2022 г. За минувший период оплата труда кардинально не изменилась. И вряд ли стоит ожидать, что в условиях пандемии коронавируса и вызванного ею финансового кризиса ситуация внезапно изменится в лучшую сторону.

Изменение системы оплаты труда педагогов.

Такую задачу поставил перед министерствами просвещения, финансов и труда премьер-министр Мишустин. Основное указание – разработать стандартные и единые для всех работников образовательной сферы требования к оплате труда. Четкой ясности, когда эти разработки рассмотрят и примут, с какого месяца они вступят в силу, пока нет. Но, возможно, с 1 сентября 2022 г. заработок педагогов изменится в лучшую сторону. Известно о следующих изменениях, которые, согласно требованиям Мишустина, должны быть учтены при разработке новой системы оплаты труда: зарплата работников образовательной сферы, которые трудятся на одну ставку, не должна быть ниже 70 % от средней зарплаты в целом по региону. Заработок педагога, который работает на одну ставку, не должен быть ниже МРОТ по региону. Базовая часть зарплаты, то есть оклад, будет составлять минимум 70 % от общего объема начислений. Список стимулирующих выплат и метод определения их размера станет единым для всех регионов. Требования коснутся работников образовательной сферы во всех регионах. Но это не означает, что зарплаты учителей, например, Вологодской области сравняются с доходами педагогов Сахалина. Уровень жизни в этих областях существенно разнится, поэтому доход будет привязан к этим показателям. Но общая система начислений должна стать единой, что поможет сделать ее более справедливой.

Сибирский федеральный округ

В Сибири доходы работников образовательной сфере приближены к средней зарплате по России. Но все же немного до нее не дотягивают.


Что говорят учителя о заработной плате

Мнение большинства учителей единое: существующая система оплаты труда несправедлива и ее надо менять. Ее основные проблемы – отсутствие гибкости, прозрачности, неспособность учесть различные нюансы в работе педагога. Это особенно актуально в условиях пандемии, которая значительно поменяла характер деятельности многих учителей, ее интенсивность. Новые форматы взаимодействия с учащимися и их родителями, например, онлайн-консультирование, повышают нагрузку на работников образовательной сферы. Соответственно, должен измениться и заработок педагогов. Но на практике подобные нюансы при расчете начислений не принимают во внимание. Между тем, от того, сколько платят учителям, напрямую зависит и качество образовательного процесса. Многочисленные опросы показали, что большинство учителей настроены пессимистично и не надеются на значительное повышение заработной платы. Согласно мнениям большинства педагогов, основными проблемами в образовательных учреждениях можно назвать следующие:

- Огромное количество бумажной работы, из-за чего страдает уровень собственно образовательного процесса, меньше времени остается для работы с детьми. При этом значительную часть этой работы вообще не принимают во внимание при расчете заработной платы.

Дополнительная проблема – необходимость покупать канцелярские принадлежности за свой счет. При изначально невысокой зарплате это становится поводом для дополнительного недовольства со стороны учителей.

Уровень заработка начинающих педагогов, который зачастую сопоставим с зарплатой уборщицы в школе. И это при том, что многие молодые учителя имеют высшее образование, тратят немало времени на самообразование. И даже надбавки для молодых специалистов положение не спасают, поскольку начинающим педагогам нередко занижают уровень нагрузки. Чтобы получать более-менее достойную зарплату, учителям приходится работать больше, чем на одну ставку, брать много дополнительной нагрузки. Из-за этого страдает качество образовательного процесса. Некоторые педагоги не выдерживают психологического давления и вынуждены увольняться. Нагрузку распределяют между оставшимися педагогами, в результате чего получается замкнутый круг – вместо положенных 18 часов недельная нагрузка у них достигает 28-30 часов и даже больше.

Низкие оклады ведут к отсутствию мотивации: сложно развиваться, выкладываться на все 100 %. Прибавка в 10 и 20 % для первой и высшей категории соответственно не способствуют стремлению к профессиональному развитию, повышению уровня квалификации. По мнению учителей, на каждом квалификационном уровне оклад необходимо увеличивать на 20-30 %. Такое повышение будет довольно ощутимым, чтобы ради него педагог старался овладевать новыми методиками и повышать уровень своей работы. Из-за существующей системы оплаты труда повысилась значимость стимулирующих выплат. А поскольку их распределяет руководство, педагоги, которые оказались «в опале», не получат достойной зарплаты, даже если и заслужили ее.

Проблема в том, уверены многие педагоги, что выплата стимулирующих надбавок – не обязанность, а право руководителя. И в некоторых случаях распределение этих выплат вызывает множество вопросов у педагогического состава. Особое недовольство уровнем заработка выражают молодые специалисты: зачастую им приходится трудиться на голую ставку, нагрузки, которая могла бы обеспечить дополнительную надбавку, им обычно не дают. Отсутствуют и компенсационные выплаты за стаж или категорию. Поэтому заработок начинающего учителя во многих регионах едва дотягивает до прожиточного минимума. Между тем, средний возраст педагога в России, согласно данным на 2021 год, составляет 45-46 лет. Это говорит о том, что, несмотря на все обещания повысить среднюю зарплату работникам образовательной сферы, молодежь не торопится идти в учителя.


Источник: Портал информационной поддержки руководителей образовательных организаций